Главная | Регистрация | Вход | RSS
Понедельник, 25.09.2017, 23:31

КЛУБ РАЗУМНОГО РАННЕГО РАЗВИТИЯ

Меню сайта
Категории раздела
Методика Марии Монтессори [1]Методика Глена Домана [1]Методика Никитиных [2]Методика Сессиль Лупан [0]
Методика Китаева и Трунова [1]Вальдорфская система воспитания [0]
Форма входа
Разумные тэги
советы родителям как любить ребенка как понять поведение ребенка тревожный ребенок нервный ребенок плохо спит помощь психолога ребенок агрессивен ребенок боится ребенок плохо ест методики раннего развития Раннее развитие как понять ребенка методики схема методик раннего развития фото раннего развития 8 марта как развивать ребенка международный женский день праздник весны разумный праздник ребенок вундеркинд аутотренинг весенний день как расслабиться праздник смешное 8 марта советы беременным ссора с мужем ссора со свекровью стресс при беременности тонус игры сказки конфликт с бабушкой Статьи тест Спилбергера тревожность гиперактивный игры для детей тревожный упражнения для детей агрессивный ребенок методика Никитиных развитие ребенка методика Марии Монтессори Классическая музыка методика Глена Домана динамическая гимнастика Китаев кубики Зайцева кубики Зайцева распечатать плавание грудничков Трунов тест Будасси тест уровня самооценки Сказка про Пушистиков разумные упражнения упражнения для развития уверенности Упражнения для уверенности тревога уверенность в себе самооценка упражнения саморефлексия самооценка дошкольника самопознание Тесты Немчинов Тейлор Семейные игры
Поиск
Block title
Block content

Каталог статей

Главная » Статьи » МЕТОДИКИ РАННЕГО РАЗВИТИЯ » Методика Марии Монтессори

Развивающая среда Марии Монтессори
Мария Монтессори - итальянский педагог 19 века, первая в стране женщина - доктор медицины. Изначально работала с ослабленными детьми. Пыталась облегчить им жизнь, догнать сверстников, для чего создавала "посильные" игрушки. Ее подход к обучению состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель, причем в центре всей системы - сам ребенок. Он самостоятельно (!) изучает окружающую его среду. Учитель никогда не навязывает то или иное занятие, а лишь наблюдает. Если ребенок выбрал переливание воды из одного сосуда в другой, то воспитатель помогает. Занятие с водой может продолжаться хоть весь день, до того момента, пока ребенок сам не переключится на другой предмет.

Главной ценностью воспитания в системе М. Монтессори является индивидуальность и свобода ребенка. Свободу М. Монтессори понимала как наличие собственной цели и возможность выбора своих действий. Целенаправленность, интерес и сосредоточенность на каком-либо деле составляют безусловные ценности воспитания. Своеобразие системы и ее выдающийся вклад в дошкольную педагогику заключается в разработке и в создании специального дидактического материала, который обучает ребенка, воспитывает у него ценные качества, обеспечивает свободу выбора и защищает ребенка от сложных и опасных воздействий взрослого мира.

Главной целью развития маленького ребенка М. Монтессори считала развитие интеллекта и познавательное развитие. Основой всех познавательных процессов является восприятие. Начало интеллектуального развития предполагает собирание, различение, классификацию чувственных впечатлений. Разработанный М. Монтессори сенсорный материал позволяет осуществлять многочисленные упражнения, позволяющие ребенку строить свой интеллект через различение и классификацию различных чувственных признаков предметов.

Это не игрушки для свободной игры, а материал для серьезных учебных упражнений. В этом сенсорном материале представлены самые разные воспринимаемые качества вещей: формы, цвета, размеры, температура, вес, гладкость или шероховатость поверхности, запахи, звуки и пр. В каждом предмете выделено и определено именно то качество, на котором нужно зафиксировать детское внимание, и отброшено все лишнее, отвлекающее от данного качества. Так, например, для различения высоты или объема используются просто цилиндры или призмы, убывающие в размерах (а не домики или грибочки), для различения формы - плоские геометрические фигуры, для различения цвета - простые таблички из бумаги или цветного шелка.

Таким образом достигается изоляция определенного качества, которая способствует получению ясных представлений в сознании ребенка. Все градации сенсорных качеств тщательно продуманы и подобраны. Поэтому данный материал нельзя изготовлять кустарно - комплекты материала производятся только профессионалами на специализированных предприятиях.

Специальной задачей многих упражнений является сериация, т. е. расположение предметов в порядке убывания (или возрастания) качества: от бледного к самому интенсивному оттенку цвета, от самой гладкой к самой шероховатой поверхности, от самого широкого к самому узкому кубику и пр. М. Монтессори подчеркивала, что ее материал сам подсказывает, что нужно делать и сам указывает на ошибки. Так, например, для различения толщины предметов используется коричневая лестница, которая состоит из 10 деревянных призм с квадратным основанием, длинной 20 см каждая. Размер бокового ребра каждой призмы уменьшается от 10 см к 1 см. Призмы прикладываются друг к другу в определенной последовательности, в результате получается лестница, равномерность ступенек которой можно легко увидеть или ощутить руками. Для развития моторики и координации движений детям предлагаются рамки с различными застежками: большими и маленькими пуговицами, бантами, шнурками и пр.

Благодаря упражнениям в сознании ребенка устанавливается первичный порядок, который дает импульс к установлению внутреннего порядка и к систематизации внешнего мира. Воспитатель не должен вмешиваться в действия ребенка и управлять ими. Слова взрослого должны быть предельно простыми, ясными для ребенка и лаконичными. Воспитатель не должен произносить ни одного слова, которое не вызывает ясного, отчетливого представления о предмете. Свободные разговоры детей также не поощряются, поскольку они отвлекают внимание ребенка от работы с материалом.

Для педагога важно уметь отступить на задний план, не навязывать своих замыслов и не руководить. Его основная задача - наблюдать и исследовать самостоятельную деятельность ребенка. Помощь педагога направлена на активизацию самостоятельности ребенка. Главная просьба, на которую всегда откликается воспитатель: "Помоги мне это сделать самому". Каждый ребенок выбирает, материал, с которым он хочет сегодня заниматься. Если ребенок затрудняется в выборе, воспитатель направляет его. Группы обычно разновозрастные (от 3 до 6 лет), и младшие дети могут наблюдать за работой старших и учиться у них. В детских садах царит порядок, тишина и строгая дисциплина, которую дети выбирают сами, без нотаций и призывов воспитателя.

Состояние полной сосредоточенности и погруженности ребенка в работу с игрушками, которое характерно для этих садов, получило название в педагогике "феномена Монтессори". Воспитанники "детских садов Монтессори" отличаются организованностью, ответственностью и умением работать самостоятельно. Возможность выбора материала и занятия, работа в своем индивидуальном темпе, сосредоточенность на своем деле, сознательная дисциплина - все это важные и несомненные преимущества системы.

Вместе с тем, данная система содержит ряд ограничений и противоречий. Так, декларируемый тезис о предоставлении ребенку полной свободы находится в явном противоречии с жесткой регламентацией воспитательных воздействий. Выбор действий ребенка строго органичен имеющимся дидактическим материалом и жестко предписанными действиями. Тезис о самообучении ребенка и невмешательстве взрослого в его деятельность также представляется сомнительным. И сам дидактический материал, и способы действия с ним, и специальные упражнения по выработке послушания - все разработано и предложено воспитателем. Так что влияние и вмешательство воспитателя безусловно и несомненно.

Другое противоречие данной системы связано с ее задачами. Выдвигая на первый план задачу умственного и познавательного развития, М. Монтессори ограничивает воспитание детей работой с сенсорным материалом. Осуществляемые с детьми упражнения органов чувств обеспечивают выработку сенсорных дифференцировок, но мало развивают мышление ребенка. Развитие мышления и сознания ребенка невозможно без усвоения языка и овладения речью. Игнорирование роли речи в умственном развитии ребенка является серьезным ограничением данной системы.

Система нивелирует также значение такой важнейшей в дошкольном возрасте формы деятельности, как свободная сюжетно-ролевая игра, в которой развиваются творческое начало ребенка и многие важнейшие качества его личности. Кроме того, серьезную критику вызывает сугубо индивидуальный характер деятельности детей в рамках данной системы. Каждый ребенок работает самостоятельно, независимо от других и отвечает только за себя. Все это ведет к возникновению индивидуалистических черт характера и отнюдь не способствует развитию детских взаимоотношений. Возможно, в этой связи система М. Монтессори становится популярной и востребованной в тех обществах, где индивидуализм, умение быть автономным, независимым и ответственным являются общепризнанными ценностями. В группе у каждого свой жесткий социальный статус, изменить который нельзя. У садиков нет "продолжения", для обычных же школ таким выпускникам часто не хватает усидчивости, умения для совместной работы с учителем.

Девиз педагогики Монтессори - "помоги мне это сделать самому" . Большое место в методике отводится формированию моторных и сенсорных навыков, соответствующих возрасту. В психическом развитии ребенка Мария Монтессори выделила такие особенности как "возрастная сензитивность (чувствительность)", "впитывающее мышление".

Сензитивные периоды. Обязательные, заложенные от природы, периоды особой чувствительности в развитии детей: развития речи (0-6 лет), восприятия порядка (0-3), сенсорного развития (0-5.5), восприятия маленьких предметов (1.5-2.5), развитие движений и действий (1-4), социальных навыков (2.5-6). Игры строятся на развитии образного мышления: ребенок учится на глаз оценивать количество, объем предметов независимо от формы, которую они принимают.

Впитывающее мышление. Мышление ребенка - это губка, которая впитывает в себя образы внешнего мира, не подразделяя их на "хорошие", "плохие", "полезные", "бесполезные". А потому большая роль отводится предметной и социальной среде, окружению ребенка. Взрослый должен создать "правильную среду": огромное количество предметов для сенсорных впечатлений (мелкие бусинки, крупные кубики, шершавая, гладкая поверхность игрушек, переливание и пересыпания сыпучих предметов, жидкости в самых разнообразных вариантах), которые являются естественной потребностью ребенка. Такая обстановка обеспечивается только в специализированном детском саду. Есть сады, которые полностью работают по этой методики, есть те, в которых встречаются группы по-Монтессори.
Категория: Методика Марии Монтессори | Добавил: тренер (26.02.2011)
Просмотров: 3571 | Теги: методика Марии Монтессори
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Воспитание содержание собак Кинолог Киев Сервис
  • В контакте группа Кинолог
  • BOSCH сервисный центр бош Киев Быт Сервис ремонт
  • SIEMENS сервисный центр сименс Киев Быт Сервис ремонт
  • INDESIT сервисный центр индезит Киев Быт Сервис ремонт
  • ARISTON сервисный центр аристон Киев Быт Сервис ремонт
  • LG сервисный центр lg Киев Быт Сервис ремонт
  • ARDO сервисный центр ардо Киев Быт Сервис ремонт
  • Samsung сервисный центр samsung Киев Быт Сервис ремонт
  • Zanussi сервисный центр zanussi Киев Быт Сервис ремонт
  • Whirlpool сервисный центр whirlpool Киев Быт Сервис ремонт
  • Раннее развите ребёнка, разумные методы и способы воспитания детей
  • Отопление - монтаж системы отопления водоснабжения канализации гарантия сжатые сроки качество
  • Каталог сайтов Украины, России, Киев, Москва
  • Наш опрос
    Какая из методик раннего развития вам больше по душе
    Всего ответов: 16
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Клуб Разумного Раннего Развития © 2017